МУП Иркутскгортранс
Главная » Хроника строительства » Строительству трамвая - большевистские темпы

Восточно-Сибирская правда,
22 сентября 1945 г.

Строительству трамвая - большевистские темпы

Вопрос о необходимости строительства трамвая в Иркутске не раз поднимался общественностью города. Разбросанность отдельных районов города на расстояние до 20 километров, большие трудности в организации автобусного движения из-за плохих мостовых и удаленность основного промышленного района - Ленинского - от центра настоятельно требовали быстрейшего строительства механизированного транспорта. Трамвай лучше всего отвечает нашим местным условиям.

Основные положения по строительству трамвая в Иркутске еще в 1940 году были утверждены Наркомхозом РСФСР. В 1941 году началось составление технического проекта, но его окончанию помешала война. Только в нынешнем году технический проект был полностью закончен и утвержден.

Направление трасс в объеме работ первой очереди было рассмотрено и утверждено исполкомом горсовета. При этом была учтена необходимость в первую очередь связать железнодорожный вокзал станции Иркутск-I с центром города и Нагорным районом, с одной стороны, с Ленинским районом и пригородом Жилкино - с другой.

Восточно-Сибирская правда, 17 июля 1945 г.

Возникло два основных направления трасс трамвая: городская линия по маршруту - вокзал, улица Вокзальная, Ангарский мост, улицы Степана Разина, Горького, Ленина, Тимирязева, Декабрьских событий и 5-я Советская, в конце которой расположится трамвайный парк с депо и вагоноремонтными мастерскими; и загородная линия по маршруту: съезд с Ангарского моста, дорога к товарному двору, новый мост через реку Иркут ниже железнодорожного моста, чтобы избежать пересечения трамвайных путей с железнодорожной магистралью, далее Московский тракт до Подгородно-Жилкино и ул. Сибирских партизан и т.д. Протяжение городской линии - 10,5 километра и линии в Ленинский район - 9 километров.

В первую очередь намечено осуществить одноколейный путь с разъездами, во вторую очередь строятся вторые пути по трассам трамвая первой очереди и дополнительные линии в поселок Ново-Ленино Ленинского района, по улицам Баррикад и Рабочего штаба в пригороде им. Марата и по улице 25 Октября в пригород Лисиху, с возвращением на Депутатскую улицу.

Всего к окончанию работ второй очереди город будет иметь 41,6 километра трамвайных путей, по которым будут ходить до 95 вагонов. В первую очередь на городской линии будет пущено 15 пар поездов и на загородной - 10 пар. Общая стоимость строительства трамвая достигнет 35 миллионов рублей.

Наркомхоз РСФСР утвердил технический проект с генеральной сметой на городскую линию по маршруту Вокзал - трамвайный парк длиною в 10,5 километра одиночных трамвайных путей с разъездами, с депо и вагоноремонтными мастерскими и тяговой подстанцией. Окончание этих работ и пуск трамвая в эксплоатацию намечены к 1 ноября 1946 года.

В 1946 году предполагается начать работы по строительству линии в Ленинский район со сдачей в эксплоатацию в конце 1948 года. К этому времени должен быть построен и новый мост через реку Иркут. В ближайшее пятилетие будет сооружена трамвайная линия по улицам Баррикад и Рабочего штаба. Для нее необходимо строить новый мост через реку Ушаковку, поэтому срок строительства этой линии отнесен к 1950 году.

Наш трамвай, помимо пассажирских перевозок, будет доставлять грузы от товарной станции Иркутск-I до промышленных и коммунальных предприятий, расположенных на его трассе. Например, будут доставляться грузы завода им. Куйбышева, заводов, где директорами тт. Долженко и Тарнопольский, топливо для бань, сырье для мельниц. Все эти предприятия будут подключены к основной линии трамвая специальными подъездными путями. Их годовой грузооборот составит, примерно, 400-450 тысяч тонн.

Это создает значительные перспективы для развития в Иркутске грузового рельсового транспорта. Грузы могут перевозиться в специальных трамвайных платформах, либо даже непосредственно в железнодорожных вагонах без перегрузки. В этом случае потребуется реконструкция эстакады моста - объезда к товарной железнодорожной станции, которая не рассчитана на пропуск нормальных железнодорожных вагонов.

Руководители завода им. Куйбышева, разбираясь детально в этом вопросе, решили, что выгоднее пристроить к существующей эстакаде новую. Проект ее уже составлен. Завод предполагает начать строительство в этом году.

Перед исполкомом городского Совета депутатов трудящихся и городским комитетом ВКП(б) по получении утвержденного плана строительства этого года стояла серьезная задача - в минимальный срок организовать строительство, изыскать необходимые материалы и оборудование, обеспечить строительство рабочей силой и специалистами. На организационный период ушли май и июнь. Строительство началось только со средины июля.

Областной Комитет ВКП(б) и облисполком обязали руководителей 24 предприятий и организаций города оказывать непосредственную помощь строительству трамвая в производстве работ, заготовке и перевозке материалов и оборудования. В их числе такие мощные промышленные предприятия, как заводы им. Куйбышева и имени Сталина, Управление Восточно-Сибирской железной дороги, строительно-монтажный трест и др. Генеральным подрядчиком по строительству трамвая утвержден трест Иркутстрой.

Строительство проходит в трудных условиях. Недостает много материалов. Правительство в этом году не имело возможности обеспечить Иркутский трамвай всем необходимым, поэтому на месте нужно проявить максимум инициативы и изобретательности. К сожалению, здесь еще мало что сделано. Строительство ведется медленно. Пока разобрано лишь 7.678 кв. метров мостовой, поднято 4.638 кбм грунта, подготовлено свыше 200 кбм песчаной подушки, уложено 912 кбм гравия и заканчивается укладка первых 500 метров пути. Одновременно Восточно-Сибирской железной дорогой по Вокзальной улице подготовлен котлован на 150 метров.

По проекту рельсовые стыки должны свариваться. Для этого на заводе имени Сталина были проведены опыты по изготовлению термита и проведению сварочных работ. Специальная бригада завода уже ведет сварку уложенных рельс.

Кроме укладки пути по строительству первой очереди трамвая, необходимо смонтировать контактную сеть, построить тяговую подстанцию и вагоноремонтные мастерские. Оборудование для контактной сети заказано заводу имени Сталина, контактный провод изготовлен заводом им. Куйбышева. Опоры для контактной сети из эстетических соображений проектируются трубчатые с архитектурными украшениями. Сейчас ведется проектирование опор и изыскание труб.

Для тяговой подстанции заканчивается техническое оформление с тем, чтобы закладку фундаментов подстанции закончить до заморозков.

В этом году необходимо произвести укладку путей по всей трассе. Времени осталось мало, а надо произвести земляных работ протяжением свыше 4 километров, подвезти около 700 кубических метров гравия и изыскать рельсы.

Нужно сказать, что трудящиеся Иркутска принимают горячее участие в строительстве. Мы имеем много примеров высокой производительности труда на воскресниках. В отдельные дни количество работающих на строительстве доходит до 700-800 человек. 75 процентов всех работ выполнено общественностью. Особенно хорошо работали на строительстве коллективы слюдяной и обувной фабрик, Ателье мод 1-го разряда, Лисихинского кирпичного завода, электротехнического завода Восточно-Сибирской дороги.

Однако есть и такие предприятия, где руководство не пожелало организовать людей на воскресники. Например, коллективы автосборочного завода и завода имени Сталина, работая на воскресниках по строительству трамвая, выполняли задания от 8 до 11 процентов.

Большую помощь в детализации и упорядочении технической документации оказали коллективы Ироблпроекта и инженерно-геологической проектной конторы Восточно-Сибирской железной дороги. Сотрудники этих организаций выполнили работы бесплатно.

Строительство трамвая при существующих трудностях с кадрами еще долго будет вестись методами народной стройки. Депутаты городского и районных Советов должны принять активное участие в этой работе. Их задача - мобилизовать своих избирателей, всю общественность города на строительство трамвая, проверять выполнение заказов трамвайной стройки на предприятиях и помогать взыскивать материалы и оборудование.

Сейчас, когда перед нами открылись большие возможности строить и украшать свои города, долг каждого иркутянина - принять активное участие в строительстве трамвая.

А. Рудаков,
председатель исполкома
Иркутского городского Совета
депутатов трудящихся

1940

1945

1946

1947

1948

1949

1950

1952

1953