МУП Иркутскгортранс
 Главная » Хроника строительства » Каким будет иркутский трамвай

1940

1945

1946

1947

1948

1949

1950

1952

1953

Восточно-Сибирская правда,
21 апреля 1946 г.

Каким будет иркутский трамвай

Вопрос о строительстве трамвая в Иркутске поднимался неоднократно на протяжения последних десяти лет. С окончанием Великой Отечественной войны правительство отпустило для этого необходимые средства. 24 апреля 1945 г. Совнарком СССР утвердил строительство первой очереди трамвая в Иркутске, стоимостью 9 млн. рублей.

Строительство Иркутского трамвая охватывает следующие три основные объекта: эксплоатационные пути с контактной сетью, тяговую подстанцию с питающей и отсасывающей сетью, трамвайный парк с подвижным составом.

Эксплоатационные пути

Восточно-Сибирская правда, 21 апреля 1946 г.

Первая очередь городской линии будет состоять из одноколейного пути. Линия, как сообщалось в свое время, пройдет от вокзала - по Вокзальной улице, Ангарскому мосту, улицам Степана Разина, Горького, Ленина, Тимирязева, Декабрьских событий, Депутатской, по Пятой Советской до оборотного кольца.

Для пропуска встречных маршрутов предусматривается устройство разъездов, которые одновременно будут служить остановками трамвая. График движения маршрутов рассчитан на отправление вагона с разъезда на перегон в том случае, когда встречный вагон прибудет на разъезд и перегон будет свободен. Кроме того, соблюдение графика движения вагонов будет контролироваться диспетчерской связью.

Остановки (разъезды) намечены следующие: первая - на оборотном кольце у вокзала, вторая - перед Ангарским мостом, третья - на ул. Степана Разина после схода с Ангарского моста, четвертая - на ул. Ленина напротив Театра Юного Зрителя, пятая - на ул. Тимирязева у базарной площади, шестая - на ул. Декабрьских событий между ул. Кузнецкой и Ямской, седьмая - на ул. Депутатской около Противочумного института и восьмая - на оборотном кольце ул. Пятой Советской.

Строительные работы по укладке пути были начаты в июле прошлого года.

Следует учесть, что строительство началось при весьма неблагоприятных условиях: отсутствовала проектно-сметная документация, не было постоянной рабочей силы, транспорта и материалов. Было только одно - желание построить трамвай.

Областной комитет партии наметил пути успешного проведения строительства. Партийные и советские организации города оказывали и оказывают строителям исключительную помощь в изыскании материалов и оборудования, в обеспечении рабочей силой и транспортом.

Особо нужно отметить, что население города в порядке воскресников вынесло на своих плечах всю наиболее трудоемкую часть земляных работ, вызванных укладкой пути.

Несмотря на затруднения, уже построено свыше 5 км. пути.

Осталось проложить пути по ул. Декабрьских событий, Пятой Советской, уложить разъезды и оборотные кольца. Материал для верхнего строения пути, по решению обкома ВКП(б), поставляет Восточно-Сибирская железная дорога. Значительное количество шпал уже завезено. Стрелочные переводы изготовляются Алзамайским стрелочным заводом, который их и разрабатывал. Полуфабрикат для стрелок поставляет завод им. Куйбышева.

На строительстве трамвая
На строительстве трамвая. На снимке: установка опор контактной сети по улице Степана Разина.
Фото А. Игумнова.

Параллельно с укладкой пути будет производиться термитная сварка стыков рельс. Как известно, трамвайные пути являются обратным проводом для питающего тока. Термитная сварка обеспечит более высокую электропроводность путей и уменьшит механический износ подвижного состава от ударов. Термит получен. Завод имени Сталина закончил изготовление оборудования для термитной сварки и приступил к обучению сварщиков.

Как и в прошлом году, основными работами на укладке оставшейся части пути будут земляные. Положение на строительстве с рабочей силой почти не изменилось. Следовательно, часть земляных работ должна быть выполнена силами населения города. И, несомненно, иркутяне окажут необходимую помощь строительству.

Контактная сеть

Через контактную сеть будет осуществляться питание трамвайных вагонов электрическим током. Для иркутского трамвая принята простая поперечная подвеска контактного провода. Между каждой парой опор, расположенных по обеим сторонам улицы, будет натянут поперечный трос для крепления контактного провода.

Опоры для основных магистралей приняты металлические-решетчатые (уголковые) с архитектурно-оформленными оголовками. Сварку их производит завод им. Сталина. Контактный провод сечением 85 квадратных миллиметров прокатан заводом им. Куйбышева в количестве 25 тонн, что обеспечит и загородную линию.

Таким образом, имеются все предпосылки к тому, чтобы в течение второго квартала этого года полностью закончить монтаж контактной сети.

Тяговая подстанция

Назначение тяговой подстанции - преобразовать переменный ток в постоянный.

От ЦЭС к тяговой подстанции пойдет переменный ток напряжением 6600 вольт. Ртутные выпрямители преобразуют его в постоянный ток напряжением 600 вольт, который и поступит в контактную сеть.

Строительство здания тяговой подстанции заканчивает ОСМЧ. Основное оборудование подстанции - ртутно-выпрямительные агрегаты - выделены и уже получены. «Сибэлектромонтаж» ведет подготовку к монтажу тяговой подстанции.

Очень часто задают вопрос: как с электроэнергией, откуда будет питаться трамвай?

Простой подсчет показывает, какое незначительное количество электроэнергии необходимо для питания трамвая. Если предположить, что первоначально будет курсировать 7-8 составов, то потребность в электроэнергии составит 350-400 квт., а с учетом неодновременности движения вагонов на линии - 300-350 квт.

Указанное количество электроэнергии может быть получено от ЦЭС при нормальной ее работе без ущерба для города. ЦЭС в этом году увеличит выработку электроэнергии в значительно больших размерах, чем будут потреблять трамвай и другие новые стройки города. Будет установлен еще один котел на ЦЭС, прибывает электропоезд. Кроме того, вводятся дополнительные котлы на ряде заводских электростанций.

Схема трассы трамвайных путей первой очереди

Депо и ремонтные мастерские

Работы по сооружению депо и вагоноремонтных мастерских (ВРМ) проводит трест «Иркутскстрой». Предстоит выстроить большое двухэтажное здание депо, объемом свыше 35 тыс. кбм., котельную, склады и парковые пути.

Сейчас ускорена заготовка материалов. Роют котлованы для водопровода и фундаментов. Строительство депо и ВРМ, по решению обкома ВКП(б), должно быть закончено 1 октября с. г.

Последним и основным объектом трамвая является подвижной состав. Министерство коммунального хозяйства обещает первую партию вагонов, которые будут выпущены с завода в этом году, отгрузить в адрес нашего города. Одновременно в Совете Министров решается вопрос о выделении вагонов из других городов.

Загородняя линия

Таковы основные объекты городской линии трамвая, которые необходимо построить и сдать в эксплоатацию в текущем году. Некоторые министерства отпускают на 1946 год свыше 1.5 миллиона руб. на строительство линии город - пос. Ленино и на линию Иркутный мост - пос. Жилкино. Уже выслан изыскательский материал в Москву для проектирования загородной линии. Сейчас ведутся подготовительные работы по устройству основания пути, строительства подстанции, готовится оборудование. Также будут проведены изыскания для проектирования нового моста.

Объем работ на строительстве трамвая в 1946 г. весьма значителен, но в условиях нашего города вполне может быть выполнен. Если все организации и предприятия города окажут всестороннюю помощь строительству, то цель - пустить свой трамвай в этом году - будет достигнута.

В. БРЮХАНОВ,
директор управления строительства трамвая.

Восточно-Сибирская правда, 21 апреля 1946 г.


Copyright © 2011-2018