МУП Иркутскгортранс
 Главная » Наши коллеги » Усолье-Сибирское

Города

Иркутск
Улан-Удэ
Усолье-Сибирское
Братск
Ангарск
Усть-Илимск

Усолье-Сибирское

В 60-х годах в Усолье создается крупнейший на востоке СССР химический комбинат, объявленный Всесоюзной ударной стройкой, город начал расти и возникла потребность в развитии внутригородского транспорта.

5 апреля 1963 года исполком городского Совета депутатов трудящихся принял решение «О строительстве первой очереди трамвая в 1963 году». Горисполком утвердил объем работ по строительству первой очереди: трамвайный путь от химкомбината до улицы Ленина; по улице Ленина до Московского тракта; одну тяговую подстанцию в районе химкомбината; одно крыло трамвайного депо с минимальным количеством подъездных путей.

Строительство первой очереди трамвая и трамвайного депо было закончено только в 1966 году. Заказчик - Усольский химкомбинат - создал в своей структуре трамвайный цех. Предстояло создать коллектив, ввести в эксплуатацию трамвайное депо, восемь километров путей, приобрести подвижной состав, обучить персонал.

Первый трамвай подарили усольчанам соседи-коллеги - иркутяне. Это был старый вагон КТМ-1 с прицепом.

Открытие движения по маршруту «Загородная» - «Пожарное депо» было приурочено к Дню Советской армии - 23 февраля 1967 года. Вагон номер 009 навсегда войдет в историю города. Это событие стало первой вехой в истории развития городского электрического транспорта Усолья-Сибирского.

Этапы большого пути

На рубеже веков, после жесточайшего кризиса, вызванного перестройкой, нелегко жилось предприятию, как и всей стране. Из-за резкого снижения финансирования из городского бюджета на трамвайных путях и контактной сети проводились только аварийные работы.

С 1992 до 2003 года ни один вагон не прошел капитального ремонта. Понимая, что помощи по ремонту вагонов ждать неоткуда, руководство предприятия решило проводить капитально-восстановительные ремонты силами работников депо на существующей базе. Инициатором идеи модернизации стал главный инженер МУП ПО «Электроавтотранс» Демьяненко Владимир Андреевич.

В феврале 2003 года предприятие получило разрешение Министерства транспорта Российской Федерации на капитально-восстановительный ремонт и модернизацию трамвайных вагонов.

В то время усольский «Электроавтотранс» стал вторым в стране после воронежского вагоноремонтного завода эксплуатационным предприятием, на базе которого была возможна модернизация.

В преддверии 2004 года первый модернизированный трамвай КТМ-5 торжественно вышел на линию, вписав поистине золотую страницу в историю предприятия, заслуживающую того, чтобы рассказать о ней подробнее.

Из доклада главного инженера МУП ПО «Электроавтотранс» Владимира Андреевича Демьяненко на научно-практической конференции «Новая техника, оборудование и диагностические средства для городского электротранспорта» в г. Ульяновск:

«Основными техническими требованиями модернизации вагона КТМ-5М3 явилось обеспечение восстановления первоначальных свойств трамвайного вагона при его капитальном ремонте, повышение безопасности пассажиров, придание вагону современного внешнего вида, продление срока службы вагона.

При выполнении капитально-восстановительных работ и модернизации вагона произведены следующие работы:

  • Головная и хвостовая части вагона заменены по типу торцевых частей вагона «Урал 6».
  • Наружная обшивка вагона выполнена гладким стальным листом.
  • Изготовлен и заменен аккумуляторный ящик.
  • На вагоне применены новые внешние световые приборы.

Старый

Новый

Вагон

Вид спереди

Вид сзади


Пассажирское помещение. Двери и дверной привод заменены новыми стеклопластиковыми, поворотно-лавирующего типа с микропроцессорным управлением.

  • Сиденья для пассажиров заменены на новые полужесткие фирмы «Тисма»;
  • Все поручни в салоне покрыты полимерным покрытием;
  • Для внутренней облицовки стен и потолка применены ламинированные древесно-волокнистые плиты;
  • Освещение в пассажирском салоне и кабине водителя заменено на новые современные линии люминесцентного освещения;
  • Освещение ступенек и зоны возле дверей выполнено лампами накаливания с автоматическим включением при открывании дверей.

Старый

Новый

Салон

Двери

Освещение

Порог


Кабина водителя. Перегородка оборудована застекленной дверью. Дверь, отделяющая кабину от пассажирского салона, делит передний дверной проем пополам, тем самым увеличивая полезную площадь кабины и обеспечивая отдельный вход и выход из кабины наружу.

  • Заменено кресло водителя, у которого теперь регулируется высота и угол наклона спинки;
  • Установлены новый пульт и шкаф управления;
  • Применен новый калорифер для отопления кабины водителя.

Старый

Новый

Кабина водителя

Интерьер


Вспомогательное низковольтное оборудование. Для бесперебойного питания низковольтных цепей вагона и заряда аккумуляторной батареи небезопасное тиристорно-зарядное устройство заменили на высоконадежный статический преобразователь БП-3Г».

Опыт модернизации усольского трамвая вызвал большой интерес в отрасли, о чем свидетельствуют публикация доклада В.А. Демьяненко в «Вестнике Городского электротранспорта России» № 1 за 2004 год и выступление на научно-технической конференции работников электротранспорта в Новосибирске в июне 2007 года.

Первый рейс голубого вагона состоялся в канун Нового 2004 года. На презентации модернизированного трамвая КТМ-5 символическую красную ленточку на входе в обновленный вагон торжественно перерезали руководители предприятия и города того времени - директор МУП «Электроавтортанс» Юрий Моисеев и заместитель мэра Михаил Ляховчук.

Бутылку шампанского не стали разбивать по флотскому обычаю о борт трамвая, а использовали по прямому назначению: ее разлили по стаканчикам работникам предприятия - всем тем, кто в той или иной мере принимал участие в модернизации трамвая.

МУП «Электроавтотранс» - единственное предприятие в Иркутской области, которое имеет право на осуществление капитального ремонта вагона с глубокой модернизацией.

Успешного становления предприятие достигло в канун своего 40-летия. Впервые более чем за 10 лет начато обновление транспорта. Только за 2005-2006 годы было приобретено семь новых автобусов и два трамвая. Общая протяженность трамвайного пути составила 29 километров. На линию в городе выходило ежедневно 40 единиц подвижного состава, выполняя 467 рейсов. Ежемесячно перевозилось более 900 тысяч человек.

Реальным стало воплощение идеи о продлении трамвайного пути до железнодорожного вокзала. Московский институт «Проекткоммундортранс» выдал «Электроавтотрансу» проектно-сметную документацию на строительство трамвайной линии на этом участке. Проектом предусматривалось расположение трамвайного кольца в 30 метрах от привокзальной площади.

Из СМИ тех лет: «Еще летом территорию будущего трамвайного кольца у железнодорожного вокзала подготавливали для укладки рельс. Когда шли подготовительные работы, многие усольчане все равно не верили, что совсем скоро в городе начнет ходить трамвай до вокзала. Но все людские сомнения развеялись, когда они увидели, что уже заложено несколько метров долгожданного трамвайного пути» (Алина Герц «Крепитесь, люди, скоро трамвай пойдет!»).

30 сентября 2008 г. состоялась торжественная зашивка путей. Вбить гвозди в заложенные пути приехало много гостей, которых встречал директор МУП ПО «Электроавтотранс» Юрий Моисеев. В 2009 году усольские трамваи должны были начать ездить по путям, которые закладывали глава администрации Игорь Тютрин, депутат Государственной Думы Сергей Колесников и генеральный директор ЗАО «Труд» Сергей Тен.

Но не все так гладко сложилось при реализации московского проекта. Строительство затягивалось, летом 2009 года трамвайный путь «заморозили»...

И только 1 октября 2010 года состоялось долгожданное событие - ввод в эксплуатацию нового трамвайного пути с разворотным кольцом на железнодорожном вокзале.

Подводя итоги 2010 года, генеральный директор МУП ПО «Электроавтотранс», депутат городской думы Николай Колесников отметил это событие как главное достижение коллектива: «Назывались разные суммы затрат на проведение строительных работ. В 15 миллионов 900 тысяч рублей обошлось предприятию это грандиозное в масштабах города дело. Ни рубля не было взято из бюджета Усолья. Все только на средства «Электроавтотранса».

Усольскому трамваю удается не только перевозить пассажиров, но и радовать глаз, греть душу. Пожалуй, ни в одном городе региона не было таких веселых и жизнеутверждающих трамваев. Первый разрисованный трамвай - «зимний», со снежинками - появился в 2002 году к Новому году. Такой вот своеобразный и оригинальный подарок Усолью.

Вскоре это стало традицией. Трамваи украшались тематическими рисунками к 23 февраля, 8 марта, Дню города, Дню молодежи, Дню Победы... Цель понятна - чтобы ощущение праздника не покидало жителей Усолья даже в обычные дни.

Для маленьких усольчан по городу ездит трамвай с персонажами из мультфильмов.

Кроме эстетического удовольствия, усольчане получают и практическую пользу. Важную информацию - адреса, телефоны - везут на себе «рекламные» трамваи. Реклама украшает внешний вид вагонов, привлекает клиентов, транспортное предприятие получает дополнительные средства за аренду. Не забывает «Электроавтотранс» и о социальной ответственности бизнеса - на его вагонах находится место и социальной рекламе, и благотворительности.

Так что в Усолье трамваи полифункциональные - они перевозят пассажиров, информируют население и воздействуют на него нравственно.

Трамвай в Усолье-Сибирском не только средство передвижения, но и украшение города!

Дни сегодняшние

На сегодняшний день в Усолье-Сибирском организовано движение по четырем трамвайным маршрутам.

Основные показатели по трамвайным перевозкам МУП ПО «Электроавтотранс» за последние годы:

Год

Количество единиц подвижного состава, шт.

Протяженность трамвайных маршрутов, км

Эксплуатационная длина трамвайной сети, км

Объем перевозок, тыс.чел. в год

2007

43

27.3

27.3

14097.9

2008

43

27.3

27.3

11759.3

2009

42

27.3

27.3

9983.8

2010

42

27.3

27.3

9456.3

2011

42

28.7

28.7

9908.3

2012

41

28.7

28.7

10066.0

2013, 9 мес

41

28.7

28.7

7310.1



Copyright © 2011-2018