МУП Иркутскгортранс
Главная » Наши коллеги

Электротранспорт в городах Иркутской области и Бурятии

Иркутская область занимает второе место в стране по количеству электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями. Три ГЭС на Ангаре - Иркутская, Братская и Усть-Илимская - и Мамаканская на реке Мамакан общей мощностью больше 9 гигаватт, обеспечивают регион дешевой электроэнергией. Существующая в области структура энергетических мощностей позволяет поддерживать в регионе самые низкие в России тарифы на электроэнергию.

Улан-Удэ, 55-ть лет трамвая
Улан-Удэ, 55-ть лет трамвая
Улан-Удэ, мост Богатырский
Улан-Удэ, мост Богатырский

В таких выгодных условиях разумно отдавать предпочтение развитию городского электрического транспорта. Ведь кроме экономической выгоды, электрический транспорт имеет очень важное свойство, которого лишен транспорт, основанный на двигателях внутреннего сгорания, - электротранспорт оказывает минимальное воздействие на окружающую среду. В условиях экологического неблагополучия наших городов и туманной перспективы перехода автотранспорта на евростандарт топлива, экологическая чистота электрического транспорта должна быть решающим аргументом в пользу его приоритетного развития.

Иркутская область и республика Бурятия
Иркутская область и республика Бурятия

Это особенно важно для Иркутской области и Бурятии, поскольку выбросы крупных городов, от 60 до 80% в которых – доля автотранспорта, не только ухудшают экологическую обстановку в городах, но и достигают побережья и акватории озера Байкал, признанного Объектом Всемирного природного наследия, за сохранность которого наша страна несет ответственность перед мировым сообществом.

Ангарский мост
Ангарский мост
Смог в центре Иркутска
Смог в центре Иркутска

Все возрастающее количество автомобильного транспорта приводит к многочисленным пробкам на дорогах и повышению уровня загазованности, что негативно сказывается на здоровье людей и атмосфере города. Но если в пробках страдают в основном автомобилисты, то экологическая ситуация влияет на всех.

Причинами пробок чаще всего бывают дорожно-транспортные происшествия и припаркованные неправильно и в не положенном месте автомобили. А современный трамвай, бесшумный, быстрый, вместительный, приходящий точно по расписанию и имеющий срок службы существенно выше, чем у автобусов, как показывает опыт разных стран, является одним из лучших способов избавления от пробок.

Трамваи и троллейбусы Иркутска за год перевозят 32 миллиона пассажиров, наглядно показывая востребованность и социальную значимость электрического транспорта. Да, троллейбус на наших не всегда широких улицах в плотном транспортном потоке иной раз выглядит подобно бревну в ручье. Но он занимает на дороге место пары легковых автомобилей, в которых обычно едут два-три человека, а перевозит десятки пассажиров и при этом не отравляет воздух. И даже не очень современный трамвай может точно по расписанию возить пассажиров, если остальной транспорт перестанет ездить по трамвайным путям, регулярно совершая на них ДТП.

Усолье Сибирское, трамвайное депо
Усолье Сибирское, трамвайное депо
Усолье Сибирское, праздничный трамвай
Усолье Сибирское, праздничный трамвай

Несмотря на очевидные преимущества и востребованность электрического транспорта, наблюдается деградация парка трамваев и троллейбусов, выражающаяся в моральном и физическом старении подвижного состава и, как следствие, снижении количества и качества перевозок пассажиров. В настоящее время в Иркутске 86% вагонов трамваев и 28% троллейбусов эксплуатируются с превышением нормативного срока службы и подлежат списанию.

Существует два пути решения данной проблемы. Первый, самый простой, - ликвидировать электротранспорт как таковой. Опыт российских и зарубежных городов, которые пошли этим путем, показал, что он является бесперспективным, приводя к обострению экологической, транспортной и социальной проблем. Альтернативный путь заключается в развитии и поддержке электротранспорта со стороны городских властей. Это требует усилий и финансовых затрат, зато приводит к улучшению экологической и дорожной обстановки, создает условия для поездок социально незащищенным слоям населения, а современный трамвайный вагон или троллейбус может стать украшением города.

В странах, где поняли перспективы, которые дает развитие городского электрического транспорта, настолько усовершенствовали рельсовые пути, контактную сеть и сам вагон, что старый добрый трамвай, по сути, превратился в новый вид транспорта – легкий рельсовый транспорт - экономичный, быстрый, безопасный, комфортабельный, бесшумный и, благодаря движению по выделенным путям, приходящий точно по расписанию. Ровно то же произошло с троллейбусом, которому современная контактная сеть позволяет легко конкурировать в скорости с автобусом, а возможность автономного хода – двигаться и вовсе без контактной сети.

Поэтому есть возможность на основе накопленного за рубежом опыта, используя преимущество в виде относительно дешевой электроэнергии, и в сибирских городах внедрять современные системы электрического транспорта, способные решить транспортную проблему и перевернуть наше представление об общественном транспорте.

Города

Иркутск


Улан-Удэ


Усолье-Сибирское


Братск


Ангарск


Усть-Илимск